Чудеса еще случаются. Бывают в жизни удивительные совпадения, которых в принципе быть не должно. А они происходят. На днях, а именно 29 августа, в районном поселке побывал гость из далекой Индии по фамилии Вача. В доказательство этот «ходок из-за трех морей» показывал всем, с кем встречался, свой паспорт. Полностью его имя Вача Рамано Мунти.
О нашей Ваче индус в свое время узнал из интернета и, можно сказать, первой целью его жизни стало побывать в поселке из далекой для его родины стороны. К этой цели он шел долго и упорно не одно десятилетие. И все чувства выплеснул, позируя на фоне Вачской районной Доски почета.
ВЕРНУЛСЯ ОН НА РОДИНУ?
Естественно. Мы не могли не пригласить незабываемого гостя в редакцию «ВГ», где попросили его рассказать о себе. Итак, родился тезка районного центра в г. Понур, что на самом юге полуострова Индостан, 27 июля 1962 года.
После школы закончил филологический факультет Делийского центра русских исследований. На протяжении шести лет учил русский язык. Получил диплом учителя русского языка, но судьба сложилась так, что ни одного урока с детьми он не провел. Помимо того, что наш индийский гость – магистр по русскому языку, он еще и бакалавр по японскому. Свободно владеет и английским языком.
После окончания вуза Вача служил в вооруженных силах Индии — был военным переводчиком на флоте. После демобилизации судьба забросила его к нам, в Россию. Впервые он попал в нашу страну в декабре 1993 года. Был перевозчиком в различных индийских фирмах по продаже текстиля, которые работали в России в 1994-96 годах. Также работал в отделе продаж.
Время, согласитесь, было не самое простое. Решил вернуться в родные края, где нашел новое применение своим лингвистическим способностям. Получил лицензию гида в министерстве туризма Индии. Так что уже 20 лет с 1998 года наш гость – русско-англо и японоговорящий экскурсовод по Индии, а постоянное место жительства — Дели.
Туристический сезон в Индии продолжается с октября по март. Затем в Индии начинается такая жара, что ни один турист не выдержит.
В это время Вача отправляется путешествовать в страны с более прохладным климатом.
В этом году, например, начиная с 23 июля, он уже побывал во многих городах Европы — Вильнюсе, Клайпеде, Риге, Риме, Флоренции, Пизе, а в конце августа приехал в Россию, путешествие в которой начал с Москвы.
Поскольку наш гость филолог по образованию, предмет знакомый и для газетчиков, мы не могли не поинтересоваться его версией, как на юге Индии могла появиться однокоренная нашему среднерусскому поселку фамилия.
А все оказывается достаточно просто: на санскрите (это древний индийский язык) Вача означает «сказание» или «слово».
От себя добавим, санскрит, пожалуй, один из самых близких к нашему русскому языку. Судите сами: мы говорим вода, на санскрите - «уда», у нас «небо», на санскрите «набхас», у нас «новый», на санскрите «новос» и так далее. По одной из версий, слово «Вача» произошло от новгородского «вече». Новгородцев в наше место сослал еще Иван Третий в конце 15 века. Откуда же столько общего? Между нашими языками, как считают ученые на основе археологических находок, что прародина у нас и индусов одна - Кольский полуостров. Здесь в давние времена (это 12 тыс. лет назад) был тропический климат. Когда началось оледенение, племена двинулись на юг. Часть осталась на европейской части, а индусы дошли вплоть до Цейлона. А древний язык у народов был один. Так что у нас с гостем общее не только фонетические совпадение, но и более глубокие «общие корни».
ВТОРАЯ МЕЧТА ИНДУСА
Был еще один не менее важный побудительный мотив у гостя из Индии побывать именно в нашем поселке. Помимо всего прочего, Вача — фанат творчества Высоцкого. А Владимир Семенович писал не только об Индии «удобную» религию придумали индусы, но и «я на Вачу еду, плачу, еду с Вачи — хохочу». Конечно, наш гость хорошо знает, что эта песня посвящена не нашему поселку, а золотоносной речке в далекой Якутии, но его, оказывается, интересовал вопрос: «А бывал ли Владимир Семенович в Ваче?»
«Скорее да, чем нет», — ответим мы. Об этом несколько лет назад писала в нашей газете вачский краевед Т.И. Кондратьева.
Еще более убедителен был ныне покойный кандидат экологических наук, краевед Б.И. Лычагин. В конце пятидесятых Борис Иванович жил в Новоселках, одно время работал директором Степановской восьмилетней школы, а затем заведующим РОНО. По его словам, В.С. Высоцкий как неблагонадежный товарищ на время фестиваля молодежи и студентов в Москве, проходившем в августе 1957 года, выселялся к нам, в Вачу, жил в частном доме на улице Советской, неподалеку от здания, где в те годы располагался районный народный суд. Кстати, и РОНО тогда находилось на ул. Советской в двухэтажном деревянном здании.
Вот со знакомства с этой улицей и началась экскурсияиндийского гостя по Ваче. Затем он посетил музей истории полиции и милиции Вачского района. Заморский гость, кстати, очень удивился. Он посетил много стран и городов, но впервые побывал в музее, где собрано все, что связано с деятельностью правоохранительных органов.
Особенно его интересовали экспонаты 19 и первой половины 20 веков. Не потребовалось директору музея С.Г. Гаменюку объяснять заморскому гостю, что такое самогонный аппарат. В индийских деревнях, как сказал гость, самогоноварение в порядке вещей. Все свои впечатления однофамилец Вачи изложил в книге для почетных гостей.
Также наш гость посетил и районный историко-краеведческий музей, где поинтересовался материалами, посвященными участию вачкасов в Великой Отечественной войне, а также той продукцией, которую производили местные предприятия. Конечно, не прошел равнодушно мимо стенда с макетами церквей и храмов нашего района.
Уехал гость из Вачи не с пустыми руками. В качестве сувениров он захватил с собой экземпляр «ВГ», знаки различия и милицейские погоны (подарок С.Г. Гаменюка). Он обменялся с руководителями музеев адресами электронной почты. А теперь его намерение – побывать когда-нибудь и на Вачке-речке, в далекой Якутии.
Надеемся, что уехал Вача из Вачи, пусть и не хохоча, но с позитивными впечатлениями.
И в качестве послесловия. Возможно, у кого-то из читателей возникнет встречный вопрос. А у нас в районе не было человека, чье имя было как-то связано с далекой страной за тремя морями? Представьте: в 50-е годы в Сергееве жил молодой человек по имени Индус (с ударением на втором слоге) Дегтев. Индус – это древнерусское имя, оно означает человек из Индии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Михаил Морозов